Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие мотивации у учащихся восьмых классов
на уроке алгебра по теме "Квадратичная функция"

Осипова Кристина Олеговна
На период обучения в восьмом классе приходится кризис подросткового возраста, в связи с чем учащиеся могут утратить интерес к учебному процессу, а задачи, которые ставит учитель, не приобретают значимости для обучающихся. Вследствие этого возникает проблема по поиску методологических путей поддержания мотивации и дальнейшего ее повышения. Учитель, заинтересованный в качественном обучении, должен стремиться к созданию условий и положительной атмосферы на уроке, способствующих усвоению знаний, поскольку качество образования прямо пропорционально степени заинтересованности всех субъектов учебного процесса. Собственно, этим и обусловлена актуальность формирования мотивации учащихся на уроках.
Цель данной статьи заключается в том, чтобы показать примерный набор заданий, направленных на повышение уровня мотивации учащихся при обучении алгебре в 8 классе. Сам набор заданий будет предоставлен к теме «Квадратичная функция», которую учащиеся проходят в третьей учебной четверти.
На основании изученной методической, психологической и учебной литературы можно сделать вывод, что для формирования мотивации необходимо выполнение следующих аспектов:
•Создание благоприятной атмосферы на уроке
•Создание ситуаций успеха, которые позволяют сформировать у учеников уверенность в своих знаниях
•Использование ИКТ для достижения эффективности учебного процесса и воспитание положительного отношения к предмету и учебе в целом
•Включение в учебную деятельность коммуникативных навыков
Кроме этого, в работе рассмотрены психологические особенности формирования мотивации на период обучения в 8 классе, на основании которых можно сделать вывод, что на период 13-14 лет приходится подростковый возраст, который определяет новый подход к получению знаний – становление среди сверстников. 
Изучение квадратичной функции является одной из наиболее сложных и важных тем школьного курса. Если говорить о прикладной направленности, то нельзя не отметить, что математическими знаниями в области функции пользуются люди разных профессий. Например, использование функциональных зависимостей и построение графиков широко используется в экономике и технике. Однако практика показывает, что изучение темы «Квадратичная функция» вызывает у учащихся больше всего затруднений и отсутствие интереса, а как следствие, мотивации при изучении функций.
Стоит отметить, что у учащихся 8 класса превалируют эмоциональные мотивы. Кроме эмоциональных мотивов также значимую роль играют коммуникативные и познавательные.  Каждый из типов мотивов имеет свои определенные методы достижения. Например, в процессе обучения в школе для развития эмоциональных мотивов используют поощрение или порицание, создание ситуаций успеха, вариативность способов решения заданий. К методам достижения познавательных мотивов мы можем отнести создание проблемных ситуаций, возможность исследовательской деятельности, использование жизненного опыта и побуждение к поиску альтернативных решений. Для развития коммуникативных мотивов используют парные или групповые работы, а также в некоторых случаях ролевые игры.
Представленный в статье набор заданий поделен на несколько блоков, в которых рассматриваются задачи с точки зрения развития познавательных, эмоциональных и коммуникативных мотивов, причем некоторые из задач будут рассмотрены с использованием как, например, познавательного мотива, так и коммуникативного.
1. Задания на развитие познавательных мотивов
2. Задания на развитие эмоциональных мотивов
3. Задания по принципу взаимодополнения
Данное представление аргументируется тем, что развитие мотивации по своей сущности является развитием различного рода мотивов, то есть мы говорим о полимотивации. Поэтому логично продемонстрировать, как использование на уроке одной и той же задачи позволяет развивать различные мотивы. 

Задания по принципу взаимодополнения представляют собой блок заданий на развитие связанных мотивов, то есть познавательных и коммуникативных, эмоциональных и познавательных, эмоциональных и коммуникативных, а также развитие всех трех мотивов. Данный блок выделен с целью показать взаимосвязь мотивов, а также продемонстрировать принцип взаимодополнения, то есть как один мотив усиливает действие другого. Кроме этого, нельзя не отметить, что мы отдельно не выделили блок по развитию коммуникативных мотивов. Данное упущение можно объяснить тем, что по сути своей методы развития коммуникативных мотивов всегда выступают вместе с другими методами развития мотивации, так как основной целью формирования коммуникативных мотивов школьников-подростков является общение со сверстниками.

Рассмотрим некоторые примеры заданий:
Задание 1:  Сумма катетов прямоугольного треугольника равна 8. Задайте формулой зависимость площади S прямоугольного треугольника от длины катета Х. 
При знакомстве с квадратичной функцией уместно показать, что функциональная зависимость существует не только в алгебре, но и в других предметах. В данной задаче мы взяли за основу взаимосвязь двух смежных наук: алгебры и геометрии. Во-первых, представленное задание позволяет развитию межпредметных связей у учащихся, а во-вторых, школьники на примере данного задания могут наглядно увидеть, что учебные дисциплины могут перемежаться. Таким образом, мы будем воздействовать на мотивацию учащихся путем создания ситуации, при которой из уже известных им знаний, они должны подойти к теме «Квадратичная функция». Создание такой ситуации позволяет сформировать интерес к предстоящему изучению темы, тем самым, развивая познавательные мотивы учения в процессе введения нового материала.

Задание 2:  Докажите, что ординату вершины параболы можно найти с помощью формулы у0 = −

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»